Фотоблог. О местах и странах. / О плюсах и минусах работы в микростоковой студии

Решил перепостить сюда статью из своего микростокового ЖЖ о годовом опыте работы в микростоковой студии. Микростоковая студия - это команда стокеров, рисующих в один портфель под руководством арт-директора за фиксированную ставку. 


Я уже упоминал, что расстался со студией, для которой рисовал чуть больше года.

В жж и на форумах часто проскальзывают скептические замечания по поводу студий, а новички наоборот, в свете все большего числа предложений, интересуются, стоит ли оно вообще того. Расскажу о своём опыте и своих мыслях по этому поводу, но сразу замечу, что ни конкретных цифр, ни название студии я озвучивать не буду. Это было бы некрасиво.

Первое, и самое главное, я совсем не жалею, что рисовал год для студии. И ничего бы здесь не менял, если бы смог вернуться назад. Очень благодарен ребятам за атмосферу и помощь в росте.

Подробности

В студию я подал заявку в конце 2015 г., когда мой крохотный портфель приносил что-то около 40$, наблюдался небольшой рост в 5-10$/мес. Грузить в свой портфель получалось около 5 картинок в неделю в лучшем случае: работал на основной работе промышленным альпинистом, семья, ребенок. Помню, тогда написал проникновенное письмо, что очень хочу сменить род деятельности и был бы благодарен за шанс :) Не ожидал, что меня примут, хотя и старался, рисуя тестовое задание. Цена в 15 уе/картинку, когда весь портфель приносил 40 уе в месяц, очень даже мотивировала :D Обещался, как и положено, денежный рост. Были всякие финансовые плюшки в зависимости от кол-ва работ. Ну и никакого ограничения по минимальному количеству картинок, что для меня было важно, так как я большой тихоход в плане рисования.

Расскажу, как происходила процедура оформления. Высылал скан паспорта и платежные реквизиты. Потом на ящик пришел договор, я его распечатал, подписал и отправил почтой на указанный адрес. Договор дошел - началось сотрудничество. Меня пару раз спрашивали в личку ребята, отправляющие заявки в студии: чего это студия просит выслать паспорт, нормально ли это. Ну а как без паспортных данных составить договор, имеющий юридическую силу? Ведь при приеме на какую-нибудь стандартную работу тоже нужен паспорт. Из дополнительных условий было, что студийные работы нельзя светить в соцсетях и на специфические студийные темы нельзя рисовать в свой портфель в течение пары месяцев.

Как организуется работа? Есть список тем, из которых нужно выбирать. Темы грамотно расписаны, с референсами, примерами работ по стилю или композиции. Поначалу каждую тему нужно было утверждать, а после того, как вошел в колею, можно было просто брать и рисовать то, что нравится. Сделал картинку, залил, получил обратную связь, поправил (если необходимо) и снова загрузил. Два раза в месяц получил зарплату :)) Все это происходит в недрах виртуальной офисной среды типа Trello или Basecamp. Очень удобно, не потребовалось много времени на привыкание.

Поначалу непривычно много времени уходило на рисование одной картинки. Даже взгрустнул. Но к 5-6 работе темп улучшился и постепенно правок становилось все меньше, а работалось все быстрее. В среднем, на рисование одной картинки для студии у меня уходило от 5 до 8 часов времени. Грубо говоря, рабочий день. Я не очень быстро рисую :)

А теперь остановимся поподробнее на плюсах и минусах работы, выявленных по итогам года. 
 
  О плюсах

  Сначала о хорошем :)

- Заработок. Как ни крути, но для крепкого новичка, чей портфель приносит пару десятков баксов, работа на студию - это гарант более менее стабильного и прогнозируемого дохода. Именно работа на студию стала для меня той поддержкой, которая помогла в итоге принять решение покинуть основную работу и уйти фуллтайм.

- Диверсификация дохода. Работа на студию - один из вариантов распределения дохода со стоков и подстраховки на случай бана своего аккаунта.

- Развитие рисовательных навыков. Получаешь грамотную обратную связь от человека, который лучше понимает, что и как лучше рисовать. Наблюдаешь за тем, как другие участники справляются со своими задачами. Все это помогает стать лучше. Иногда я выбирал какие-то новые темы и стили для себя, расширяя зону комфорта. Для своего портфеля не рискнул бы, а для студии уже проще: и оплата гарантирована, и саму работу помогут довести до ума. Плюс постоянное рисование новых тем помогает набивать руку.

- Ощущение товарищества. Стокеры хоть по большей части и одиночки, но все же определенная доля общения нам всем нужна. А когда с людьми работаешь в течение года, то лучше их узнаешь, сближаешься. Были у нас прикольные беседы, когда все делились своими стокерскими историями, кто как на стоки попал и тд. Все такие разные и интересные: Беларусь, Россия, Казахстан, Украина, Таиланд и даже Гватемала :)) Немного ностальгирую по нашему старому чатику :P

- Доступный список тем. Перед глазами есть постоянно обновляющаяся темная таблица с примерами по стилю, цвету и другими пожеланиями. Хоть на студийные темы и есть договоренность не рисовать в первые несколько месяцев, но потом ведь этот срок проходит. Помимо этого начинаешь лучше сам понимать принцип подбора и расписывания тем, что конечно идет на пользу своему портфелю.

- Осведомленность. Многие владельцы студий - довольно прошаренные в стоковом мире ребята, общающиеся между собой. Кое-чем, понятное дело, они делятся со своей командой. Это помогает быть в курсе стоковых тенденций, рано узнавать какие-то фишки и новости. Также с нами периодически делились статистикой по росту командного портфеля и даже примерными суммами.

- Совместные движухи. Не во всех студиях это наверное практикуют, но в нашей периодически поднимался вопрос развития команды. Устраивали разборы портфелей ребят из студий, смотрели портфели топовых стокеров, анализировали тенденции по стилям, была совместная подписка на Скиллшейр и определенный набор всяких полезных уроков и книг в общем командном доступе.

 
  О минусах

Наверное можно придумать еще больше положительных моментов, но основные привел. Поговорим о минусах, которые я для себя обозначил. По количеству их гораздо меньше, но они весомые :)

- И снова заработок :) Все таки, чем больше начинает раскрываться собственный портфель, тем лучше понимаешь, что 15-20-25 $ за картинку -  которую можно симилярить, переделывать, разрывать на мелкие элементы и продавать на других стоках - это не настолько много, как казалось вначале. Особенно, когда прилетают синглы по 60$ на какие-нибудь старые разрывные работы))

- Неспособность делиться своими работами. Нас просили не показывать работы для студии в соцсетях, а ведь иногда так хочется запостить на том же Фэйсбуке или Бехансе картинку, над которой трудился и которой доволен. Это забирает мотивацию, рисуешь большую часть времени просто ради денег. Хотя иногда бывает обратная связь от ребят, что приятно.

- Временные затраты. Работа на студию лично у меня отнимала довольно много времени. Старался сдавать 10 картинок в месяц - с разными правками и доработками это было больше 10 рабочих дней. Некоторые работы рисовались не по 5-8, а даже по 10 часов. Свой портфель периодически задвигался назад. Когда общий доход от студии и своего портфеля подошел к тысяче, я посчитал, что на студию я трачу процентов 60 времени при том, что доход от нее составлял лишь около 25 % от общего.

- Выгорание. Ближе к концу года метаний между студийным и собственным портфелем я сполна ощутил, что такое выгорание. Тяжело постоянно рисовать новые темы. Не все из них интересны и комфортны - некоторые берешь только потому, что понимаешь, что быстро их сделаешь. По мере же развития командного портфеля вкусных темок становилось меньше, и они были все сложнее. Все чаще при запуске Иллюстратора я ловил себя на том, что всячески оттягиваю начало работы. Для своего портфеля не часто хотелось рисовать что-то новое - хотелось сбавить темп работы и доработать старую тему, либо поковыряться пару дней, рисуя что-то трудоемкое "для души". Избавлялся от такого настроения либо забиванием на рабочий день со спонтанным походом в лес или в кино, либо работой над какой-то интересной картинкой, иногда менял рабочий процесс - начал периодически скетчить. Но это состояние возвращалось все чаще. Тут и не скажешь, что этот минус целиком относится к студийной работе - можно ведь было сдать меньше картинок, сделать паузу. Но я себя заставлял сдавать эти 10 картинок почти каждый месяц, чтобы заработок постоянно рос - первый год на фуллтайме, нужно было работать.
 
  Что в итоге?

Два последних минуса для меня оказались самыми весомыми, и в итоге я ушел в свободное плавание. Параллельно подвернулась возможность писать туториалы для Энвато, что заставило сделать окончательный выбор. Все таки эта деятельность помогает отдохнуть от рисования на стоки и морально разгрузиться. Уходить было немного жалко - привык за год ко всему, но это было нужно. Пройденный этап, о котором я не жалею.

Поначалу я потерял немного в доходах, но быстро нагнал и перегнал их. Зато теперь у меня гораздо больше свободного рабочего времени, что позволяет иногда что-то написать в блог, уделить время фотографиям, КреативМаркету, поучаствовать в движухах.

Кстати, о движухах, прошел наконец трехмесячный рисовательный марафон у Ани и Ромы Волковых, о впечатлениях поделюсь в следующей раз.
 

 
стоковое стоковое
  • artem, 15.05.2017 21:57 #

    На каком уровне ежемесячного дохода ты находишься сейчас? P.S. Очень интересный пост!
    ответить на комментарий
    • krugli, 16.05.2017 07:19 #
      +1
      1
      Писал уже здесь, что в ноябре добрался до тысячи. Скажем так: сейчас закрепился на ней и иду дальше =) К стокам еще добавились туториалы, которые пишу для tutsplus на регулярной основе.  По деньгам публиковал недавно в ЖЖшке статистику за зиму и начало весны ( на блогер не репостил - слишком много цифр и специфической аналитики). 
      ответить на комментарий
      • artem, 16.05.2017 10:01 #

        Спасибо! @krugli, прочёл, что берёшь с собой в путешествия ноутбук для работы. На чём работаешь и с каким софтом?
        ответить на комментарий
        • krugli, 16.05.2017 10:03 #

          MacBook Pro mid2013, вместо dvd-привода воткнул SSD-винчестер. Пока все довольно шустро работает. Рисую в Адоб Иллюстратор, фотки в Лайтруме и Фотошопе обрабатываю.
          ответить на комментарий
          • travelfreaks, 16.05.2017 14:30 #

            поступил так же с MacBook Pro mid2011 и добавил памяти, до сих пор на нем сижу 
            ответить на комментарий
            • krugli, 16.05.2017 15:03 #

              Вот я тоже думаю, что если начнет где-то пыхтеть, можно добавить еще оперативки. Пока 8Гб хватает.
              ответить на комментарий
              • travelfreaks, 16.05.2017 19:02 #

                а еще я откатился до 10.10.5 Yosemite и поставил бы даже 10.9 Mavericks, если бы не проблемы с поддержкой программ, браузеров и плагинов к ним
                ответить на комментарий
  • fenix, 15.05.2017 22:11 #

    Интересно читать про эту вашу работу
    ответить на комментарий
    • krugli, 16.05.2017 07:19 #

      Спасибо)
      ответить на комментарий
  • polunoch, 15.05.2017 23:44 #

    ты как-то доход от фотографий считаешь отдельно по шаттеру? интересно, какой процент чисто по иллюстрациям
    ответить на комментарий
    • krugli, 16.05.2017 07:28 #
      +1
      1
      Сейчас собрал в каталог фотки для статистики, но понял, что выводы делать нельзя, так как их у меня было долгое время гораздо меньше иллюстраций и продажи капали штучные. Сейчас продажи по фото немножко подросли, так как стал регулярно грузить. Но могу сказать, что вектор приносит процентов 90 дохода. Хотя радость в виде синглов на фото прилетает периодически :) В среднем фото продаются раза два-три в день - но бывают и серии покупают. Иллюстрации пока что от 30 до 50 скачек в среднем ( если выходные не брать ), подтягивается к 50 цифра, хочется больше ))
      ответить на комментарий
      • polunoch, 16.05.2017 23:42 #

        и ещё вопросик... с принтшопами ты работал? я их пока не очень понимаю их принципиальное отличие от микростоков и можно ли грузить туда то же что и на стоки, или же там какие-то другие требования, типа уникальности работ?
        ответить на комментарий
        • krugli, 17.05.2017 07:34 #

          Не работал. Я так понимаю, там нужно уделять время на раскрутку своего магазина, а его не так уж много у меня :) Плюс, мне кажется, там немного другой стиль иллюстрации котируется. В общем, лучше пока сильно не распыляться.
          ответить на комментарий
  • travelfreaks, 16.05.2017 00:05 #
    +3
    3
    ничего себе вы рисуете  и пишете!
    ответить на комментарий
    • krugli, 16.05.2017 07:29 #

      Спасибо )
      ответить на комментарий
  • soli, 16.05.2017 08:20 #

    Эстетическое наслаждение ваши иллюстрации, приятно смотреть!
    ответить на комментарий
  • LaraKovalenko, 16.05.2017 08:47 #

    Вы талантливый человек! Успехов!
    ответить на комментарий
  • krem, 16.05.2017 08:59 #

    я Вас читаю и просто в восторге. Такое грамотное и эффективное распределение усилий.
    ответить на комментарий
    • zelenaya, 16.05.2017 13:33 #

      Да точно
      ответить на комментарий
  • PaulWolf, 16.05.2017 12:53 #

    Круто. Рисование на 15 балов по 10 бальной системе.Вы просто профи. Интересно и читать и смотреть.
    ответить на комментарий
    • krugli, 16.05.2017 14:27 #

      Благодарю, хотя до профи мне еще очень далеко =)
      ответить на комментарий
  • agnostic, 16.05.2017 23:14 #
    +1
    1
    Ваш пост как глоток свежего воздуха. Спасибо!!  А есть ли ссылка на ваш портфель? 
    ответить на комментарий
    • krugli, 17.05.2017 08:00 #

      И вам спасибо) Вот портфель на шаттерстоке, но там куча всего намешано - фото, вектор, одиночные иконки) На КреативМаркете больше отобранных сложных работ. А в качестве именно портфолио, чтобы показать кому-то, я больше использую Беханс. 
      ответить на комментарий
  • polunoch, 16.05.2017 23:57 #

    сколько сейчас подписчиков на шаттере? мне кажется, когда они появляются это добавляет стабильного роста...
    ответить на комментарий
    • krugli, 17.05.2017 07:36 #

      32. Не думаю, что в моем случае они на что-то влияют. Это актуально для портфелей с ярко выраженным авторским стилем. А у меня много всего намешано, так что приходят из поиска в основном. Я больше верю в подписчиков на Креативе в этом плане :)
      ответить на комментарий
  • marisia, 13.07.2017 14:53 #

    посмотрела портфель на шатере,очень понравились рисунки ч/б со зданиям с разных стран) меня все эти статьи твои настолько заинтересовали,что думаю в выходные илюстратор скачать побаловаться)
    ответить на комментарий
    • krugli, 13.07.2017 15:27 #

      У меня плотно тема путешествий перекликается с иллюстрацией - что люблю и знаю, то и рисую)
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
krugli
89 постов
Последние комментарии
natchen
Ayrlily
Lapka
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}